О Леонарде Эйлере

  • Post category:Статьи

Биография Леонарда Эйлера

Леонард Эйлер родился в Базеле (Швейцария). Его отец был пастором, однако имел хорошее математическое образование и стал первым учителем математики для своего сына.

В 17 лет Л.Эйлер защитил магистерскую диссертацию под руководством Н.Бернулли.

В 19 лет он выполнил первую самостоятельную работу и с тех пор работал непрерывно и очень плодотворно до конца своей жизни. Никакие обстоятельства не могли помешать ему работать — обремененность большим семейством (у него было 13 детей), слепота (из-за усиленных занятий в 1735 году он ослеп на один глаз, а в 1776 — на второй), переезды и пожары не снижали его научной активности. Помимо математики, Эйлер занимался также навигацией, механикой, физиологией и множеством других прикладных вопросов.

В 1727 году двадцатилетний Л.Эйлер был приглашен работать в Петербургскую академию наук на отделение медицины. Однако, приехав в Россию, он поступил на отделение математики. Вся дальнейшая жизнь Л.Эйлера была связана с Петербургом: здесь он прожил более 30 лет (с 1727 по 1741 г. и с 1766 по 1783), здесь он похоронен, здесь хранится значительная часть его архива. И даже в период с 1741 по 1766 год, когда Л.Эйлер жил в Берлине, он оставался членом Петербургской академии.

Научное наследие Л.Эйлера огромно: в 1909 году Швейцарская ассоциация естественных наук начала публикацию трудов Эйлера, уже выпущено около 100 томов, и работа продолжается. Активное участие в ней принимают ученые Санкт-Петербурга. Труды Л.Эйлера оказали влияние на все области математики его времени, он заложил основы многих разделов современной математики, 12 раз ему присуждалась самая престижная научная награда тех лет — премия Парижской академии наук.

Почему фонд назван в честь Эйлера?

Леонард Эйлер, родившийся иностранцем, большую часть своей взрослой жизни отдал развитию науки в нашей стране. Президент фонда, Сергей Востоков ответил на этот вопрос так:

Спросите первого встречного на улице – кто такой Эйлер, и, скорее всего, Вы не услышите вразумительного ответа. В то же время каждый скажет вам, кто такой Петросян. Правда, если Вы добавите к этой фамилии имя Тигран Вартанович, то, вероятно, ответ вновь окажется так же невразумительным. Очень надеюсь, читателям газеты теперь не надо объяснять, что Леонард Эйлер был величайшим ученым по уровню и разносторонности талантов, сравнимый разве что со своим тезкой – Леонардо да Винчи.

Моему читателю, вероятно, известно, что Эйлер был отчасти и архитектором (вспомните рассчитанный по чертежам Эйлера мост Кулибина), и географом (ведь первый Атлас Российской Империи составлялся при активном участии Эйлера), и философом, написавшим незабываемые «Письма к немецкой принцессе». Именно он, кстати, написал и теорию музыки. Но, конечно, главные достижения Эйлера лежат в области математики, механики и физики. Многие далекие от математики люди в любом случае сталкивались с ним хотя бы в школе, изучая тригонометрию, которая в современном нам виде пошла от Эйлера.

Эйлер прожил обычную для человека того времени жизнь. Он не искал особых приключений, как многие нынешние экстремалы, пресытившиеся тоской обыденности. Приключения сами находили его, как, впрочем, почти каждого жившего в ту эпоху. Его усадьбу под Берлином сожгли и разграбили казаки, занявшие город во время Семилетней войны с Пруссией, правда Елизавета Петровна возместила ущерб. Его уже в преклонном возрасте, слепого в последнюю минуту вытащил из горящего дома в Петербурге слуга-швейцарец.

Всю свою жизнь, родившись в швейцарском городе Базель в 1707 году, он оставался швейцарским подданным, покинув Базель в двадцатилетнем возрасте и так более ни разу не побывавшем на родине. Замечу, что, приняв Российское подданство, он приобрел бы и отчество, которое в тот век давалось всем иностранцам — Петрович. Судьба распорядилась так, что Эйлер в каком–то смысле был вынужден поехать в Россию, и поднимать там с нуля нашу отечественную науку в новой, только что созданной Российской Академии Наук, и это оказалось, как мне кажется, счастьем для обеих сторон. Он подавал, как бы сказали нынче, аппликацию на место в Базельском Университете, и комиссия отобрала его в первую тройку претендентов, но далее, по закону Университета, судьбу решал жребий, который, тем самым, указал путь в Россию. Это уже гораздо позже Эйлера стали переманивать великие мира сего, и, в конце концов, в очередное смутное время правления Анны Леопольдовны, Эйлер не выдержал и откликнулся на приглашение Фридриха Великого поехать в Берлин. Позже, в 1762 году его с большими почестями вернула в Россию Екатерина Великая, и он остался в Петербурге, продолжая активно работать до своей кончины в 1783 году. И, как сказал историк математики Кондорсэ, «Эйлер перестал жить и вычислять».

Последние 17 лет жизни Эйлер был слепым, что для математика было столь же тяжело, как для музыканта (например, Бетховена) – быть глухим. Невозможно описать жизненный подвиг Эйлера. В среднем он выпускал в год около 800 страниц научного текста самого высокого уровня. Вы можете посмотреть в Интернете, сколько сайтов можно найти, введя в поисковике фамилию Эйлер – их более миллиона. Эйлер был в самом прямом смысле этого слова основателем Российской науки.

Перекинуть мостик в современность нам позволяет трехсотлетний юбилей со дня рождения Леонарда Эйлера (15 апреля 1707 годя), и мы просто обязаны почтить память нашего великого земляка, вся значимость деятельности которого не осознана до сих пор. В честь этого события в нашем городе пройдет Конгресс Эйлера 10-12 июня, на который съедутся многие крупные математики современности.

В прошлом году ведущие математики города — академики РАН Л.Д.Фаддеев, И.А.Ибрагимов, президент Петербургского математического общества А.М. Вершик учредили Фонд Эйлера для поддержки Российской математики. Президентом фонда, как самый молодой, стал Ваш покорный слуга, пишущий эти строки. А то, что надо достаточно быстро и мощно помогать нашей науке убеждает хотя бы такого типа цифры – более 80 процентов математиков и физиков покинули Россию. Практически вся продукция компании Майкрософт была создана уехавшими в США российскими мозгами, а теперь мы за большие деньги вынуждены покупать их лицензионный товар, не имея своего. Все развитые страны давно поняли, что основное богатство страны – человеческий потенциал, который мы в нашей стране благополучно раскидываем по давно установившейся традиции.«Народонаселение» рассматривается как винтики-букашки, полезное разве что для вынимания богатств из недр страны и обогащения небольшой элиты, устремившейся на Запад. Задачей нашего фонда – попытка помочь, поддержать оставшихся в стране молодых ученых. Дать им возможность работать здесь, помогая им различными стипендиями и премиями, организовывая конференции и научные поездки.

Не могу не сказать, что в оказавшейся в сходном положении послевоенной Германии была начата в 1947 году экономическая реформа Эрхарда, в рамках которой немцы стали вливать в развалившуюся науку громадные средства, создав, например систему Sonderforschungsbereich, по которой в провинциальные университеты на 5, 10, или 12 лет вкладывались особые средства для возможности приглашения крупных ученых из других стран. Эти ученые на самом деле учили местную молодежь современной науке, брали себе аспирантов, читали лекции.Затраты государства на такую программу не слишком уж и велики, порядка двух миллионов евро в год. Прошло более 50, лет и только тогда немецкая наука подошла к довоенному уровню. Как вы понимаете, ничего подобного на государственном уровне у нас нет и в помине, разве что красивые слова и пожелания. Единственная наша надежда, как и во времена царя – частные пожертвования.

Нашему фонду по мере сил, хотя это и крохи в море, помогают наши бывшие студенты-математики, а ныне успешные бизнесмены. Низкий поклон этим ребятам, так как их благотворительность в чистом виде носит альтруистический характер и никак не поддерживается нашими законами. Но именно при их участии мы помогли нескольким школам провести конференции, летние математические школы и т.д., которые в основном проходят за счет энтузиазма организаторов и родительских денег. Именно при их поддержке мы проводим первую в городе Олимпиаду для учителей математики, которая поможет им вникнуть в проблемы самих школьников, Мы проводим также Конкурс Фонда Эйлера для студентов, аспирантов и молодых ученых, награждение победителей которого состоится на самом Конгрессе Эйлера в торжественной обстановке. Да и людей, которые работают в фонде, я назвал бы по большому счету волонтерами.

Возвращаясь к празднованию юбилея Эйлера, в котором фонд Эйлера принимает самое активное участие, не могу не сказать, что к великому нашему стыду в городе нет ни одной улицы или хотя бы переулка в центре города имени Эйлера, впрочем, как и во всем городе. В том же Базеле их три. В городе нет ни одного памятника нашему выдающемуся Петербуржцу. Правда, наш фонд, получив спонсорские деньги еще от одного нашего выпускника, создает памятник Эйлеру ( скульптор А.Г.Дёма). Но этот памятник вряд ли сможет увидеть рядовой горожанин, так как стоять он будет во дворе Института Эйлера на Песочной набережной, дом 10. Может быть, со временем городские власти помогут нам перенести памятник в более пригодное место.

При активном участии Фонда Эйлера студия Шадхана сняла, на мой взгляд, очень человечный документальный фильм «Об Эйлере», который пойдет на канале СТО и на канале «Культура». В фильме рассказывается не столько история жизни Эйлера, сколько обсуждаются вечные проблемы отношений общества и ученых. Очень советую включить какой-нибудь из этих каналов во время показа фильма. Думающий и болеющий за страну человек (а таких, я надеюсь, еще достаточно много) найдет там для себя много интересного.

Завершаю разговор с благодарностью читателю, дошедшему до конца статьи.

Сергей Востоков, Президент Фонда Эйлера

Пик Леонарда Эйлера

В Памире есть горная вершина, названная в честь великого математика. Подробнее о ней можно прочесть в Википедии.